МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка» г. Тамбова 23 – 25 октября 2023 года принял участие в очной части федерального этапа X Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2023» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад России - 2023». Конкурс проводится в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении практик инклюзивного общего и профессионального образования; в целях распространения позитивного опыта и трансляции инклюзивных практик/технологий.
Организаторами данного ведущего, масштабного мероприятия в области инклюзивного образования выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Московский государственный психолого-педагогический университет, а также заинтересованные соорганизаторы и организации-партнеры.
В очной части (финале) федерального этапа конкурса ЛИШ-2023 приняли участие после соответствующих региональных отборов в субъектах Российской Федерации лучшие дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации отдыха детей и их оздоровления и профессиональные образовательные организации, осуществляющие организацию образовательной деятельности, сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в Российской Федерации. Финалистами конкурса стали по 20 организаций из разных субъектов России каждого из указанных выше типов.
Во время финала ЛИШ-2023 состоялся успешный обмен опытом лучших отечественных практик инклюзивного образования.
МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка» города Тамбова стал финалистом федерального этапа конкурса и Победителем по специальной номинации: «За высокую вовлеченность родителей в инклюзивный образовательный процесс дошкольной образовательной организации». МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка» города Тамбова, представил Модель психолого-педагогического сопровождения семей через создание для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов коррекционно - развивающей среды и включение их в социально значимую деятельность дошкольного учреждения «Рука в руке». Педагоги образовательного учреждения используют технологию семейной комнаты, которая обусловлена необходимостью повышения эффективности работы с детьми с нарушением слуха (глухих, слабослышащих, кохлеарно-имплантированных и детей с множественными нарушениями), а также с детьми с другими нозологиями. Практика семейной комнаты в учреждении направлена на сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном образовательном пространстве.
Для повышения эффективности абилитации и коррекционной работы в целом практика реализуется с раннего возраста (с 1 года), в условиях консультационного центра учреждения, где организовано предоставление методической, психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям профессиональными опытными педагогами. Консультационный центр в учреждении включает в себя взаимосвязанные направления, которые охватывают всю образовательную деятельность, обеспечивают взаимодействие с родительской общественностью и иными общественными организациями.
В учреждении существует и такая форма работы как, Семейный клуб «Содружество». Участниками социального проекта являются все участники образовательных отношений (педагоги, воспитанники, их родители), члены их семей и социальные партнёры. Целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах детско-родительских отношений.
В детском саду создана специальная адаптивная среда, позволяющая реализовать дифференцируемый и индивидуальный подходы в воспитании и обучении детей, имеется специализированное оборудование для детей с нарушением слуха, которое упрощает коррекционный процесс.
Модель психолого-педагогического сопровождения семей имеет доказанную эффективность, которая подтверждается многолетним опытом. Помимо традиционных методов диагностики, педагоги отслеживают какие успехи делают воспитанники в общеобразовательных школах области.
{gallery}LISH{/gallery}